Полноприводное шасси МАЗ: особенности конструкции

26.03.2023 в 15:54
Полноприводное шасси МАЗ: особенности конструкции

В соответствии с весом

Компоновка раздаточной коробки точно такая же, как и на традиционных двухступенчатых агрегатах, поэтому сохранена «нейтраль». Муфта переключения передвигается вдоль первичного вала либо вперед, соединяясь с шестерней привода промежуточного вала, либо уезжает назад в пустоту внутрикартерного пространства, разрывая силовую линию в трансмиссии. Что и требуется на автокране. Машинист включает «нейтраль», а затем коробку отбора мощности, пристыкованную соосно первичному валу РК. И весь силовой поток идет на гидронасос спецнадстройки.

При односкатной ошиновке тормозные барабаны унифицированных «мазовских» мостов не закрыты дисками колес

Еще более интересна уникальная конструкция межосевого дифференциала. Мы привыкли, что на грузовой технике этот узел выполнен с планетарной передачей, которая прямо-таки просится в схему несимметричного дифференциала, естественным образом обеспечивая разность диаметров шестерен (в данном случае – ​солнечной и коронной), а значит, и разницу в передаваемых на выходные валы крутящих моментах. Так сделано на КАМАЗе, «Урале» и большинстве прочих грузовиков с постоянным полным приводом. Напомним, что даже на двухосных грузовиках, не говоря уже о трехосных, тяговое усилие на заднем мосту должно быть больше, чем на переднем. ​В соответствии с приходящимся на каждую из осей весом.

Раздаточная коробка управляется двумя пневмоприводами включения «нейтрали» и блокировки дифференциала

Считаем зубья

Конструкторы Минского автозавода выбрали экзотическую схему конического (!) несимметричного дифференциала. Шипы крестовины, на которых вращаются четыре конических сателлита, наклонены в сторону вала привода переднего моста, благодаря чему появилась возможность сделать шестерню последнего меньшего диаметра, с пятнадцатью зубьями. Соответственно, вторая коническая шестерня, насаженная на шлицы вала привода задних мостов, получилась значительно большей по диаметру – ​на ней уже 25 зубьев. А значит, мы имеем соотношение крутящих моментов 1:1,67. Или 37,5 % вперед и 62,5 % назад. Что, как и отсутствие «понижайки», тоже означает отклонение от общепризнанных канонов. Ведь на шасси 6х6 принято делать соотношение 33:67.

У моста с колесными редукторами компактная главная передача, что улучшает геометрическую проходимость машины

Разгадка кроется в истории завода – ​модель 6317, пошедшая в серию в 1993 году, стала первой трехосной, но не первой полноприводной вообще. Военный грузовик унаследовал «раздатку» от сугубо гражданского лесовозного тягача МАЗ‑5434 образца 1990 года, который был двухосным. Отсюда и 62,5 % момента на единственный задний мост, а в последующем – ​и на оба задних. С тех пор та самая раздаточная коробка практически унифицирована для всех двух- и трехосных полноприводных шасси Минского завода.